Ростов-на-Дону – центр помощи особым детям «Содействие»

6CGxfEvIMNcОсобыми в центре называют детей, которые развиваются не нормативно, т.е. с отклонениями от принятой в обществе нормы. Эта самая норма и степень ее отклонения могут быть самыми разными, как и причины, которые приводят к появлению «особости» в детях.
Одна из важных проблем, которые поставил перед собой центр «Содействие», — преодоление барьера в общении между семьями с особыми детьми и остальным обществом. Хотелось написать «человечеством», но эта задача, пожалуй, из области фантастики, поэтому цель ставится не столь непосильная: помочь ростовчанам и жителям области работать над стиранием очень даже зримых барьеров общения.
Проще говоря, есть те, кто имеет дело с особыми детьми, и те, кто не имеет, и вот эта вторая часть, как правило, даже плохо представляет себе, какие они, как с ними разговаривать, играть, взаимодействовать даже на бытовом уровне.

Особость в детях

Список заболеваний дан примерный, исчерпывающим его считать нельзя ни в коем случае. Как правило, центр имеет дело с этими проблемами, которые приводят к тому, что ребенок не может без специальной помощи развиваться нормативно:
• аутизм;
• ДЦП;
• синдром Дауна.
Подробнее о любом заболевании можно найти информацию в интернете, поэтому детально останавливаться на первопричине я не буду. В центре «Содействие» работают специалисты с психологическим образованием, логопеды, волонтеры, знакомые с симптоматикой и особенностями лечения каждого заболевания или нарушения.
«Особость» проявляется в разном возрасте, и общий мотив здесь вполне понятен даже человеку без специального образования – чем раньше выявили наличие отклонения от нормы, тем эффективнее будет коррекция и тем выше шансы, что к моменту поступления в младшую или среднюю школу ребенок не будет ничем отличаться от нормативно развивающихся сверстников.
В связи с этим очень важны программы общей ранней диагностики. Некоторые заболевания начинают подавать серьезные симптомы только в той фазе, когда нужно прикладывать уже очень существенные усилия по лечению. Отсюда и необходимость в создании открытого информационного пространства.

Влияние среды

Появление заболеваний у ребенка связано не только с внутренними процессами, многие из них продиктованы влиянием внешних факторов. Сюда можно отнести не только экологию, болезни матери или травмы в раннем возрасте. Значение имеет почти всё, и картинка складывается из маленьких кусочков.
В частности сейчас специалисты обращают особое внимание на возраст матери – женщины, которые рожают детей до 35 лет, в существенной степени реже сталкиваются с проблемами особого детства.
Вредные привычки родителей также влияют на вероятность появления в семье особого ребенка. Статистика по этому вопросу представлена в Сети в очень большом количестве. Алкоголь, никотин, наркотики и другие стимуляторы даже при умеренном регулярном потреблении повышают вероятность получения проблем в будущем. Рекомендуемый срок условного «поста» — около года. Для получения более конкретных дат лучше всего обратиться к специалисту, который занимается планированием семьи.
Предотвратить проблемы намного проще, чем решать их, когда они уже появились.

Держаться вместе

Одна из задач ростовского центра «Содействие» — сплотить родителей особых и нормативных детей для создания площадок интегративного развития. Модель таких площадок есть за рубежом и мозаично применяется в России.

Xy7xQgelw7M
Основную часть затрат берут на себя родители и спонсоры.
Цель программ, если свести их к общим терминам, заключается в обеспечении возможности частых контактов особых детей и детей нормативно развивающихся. Очень важно уже в раннем детстве обеспечить снятие вынужденной изоляции семьи, чтобы ребенок учился тому же, чему учатся его сверстники, – дружить, общаться, заниматься творчеством. Если в семье, помимо особого, есть нормативный ребенок, частично проблема снимается, но такое бывает далеко не всегда и не решает проблему полностью.
Основная проблема заключается в препятствиях, которые возникают вследствие недостаточной информированности родителей нормативных детей и/или руководства образовательных учреждений.
Некоторые воспитатели и директора настроены очень решительно. В частности это касается учреждений, где часть финансирования зависит от взносов и пожертвований родителей. Имидж школы или садика, по мнению таких людей, может пострадать, если пойдут слухи о том, что здесь вместе с «нормальными детьми» учатся, скажем, аутисты.
Установить контакт можно только на уровне конкретной школы и конкретного класса. Сборы подписей, бесконечная работа с воспитателями, поиск тьютеров для сопровождения ребенка в классе…
Многих проблем можно было бы избежать, если бы в обществе сложилось грамотное понимание первопричин особости, возможных последствий и принципов общения с такими детьми.

Ошибки восприятия

Основная часть стереотипов связана с внешним проявлением заболеваний особых детей. Многие из них выглядят замкнутыми, реагируют на происходящее иначе, чем нормативные дети. Молодые мамы, воспитатели и даже обычные наблюдатели недоумевают: «Чего от него (особого рбенка) можно ждать?» И очень часто от особых детей ожидают проявления жестокости.

cywEoRTy02Y
При этом те отклонения от нормы, которые наблюдаются у аутистов, больных ДЦП и больных синдромом Дауна, на самом деле очень разные. Любой образованный человек (или хотя бы способный читать и искать информацию в книгах или Интернете) может получить достаточно сведений, чтобы увидеть разницу «при первой встрече».
Справиться с тотальной безграмотностью молодых родителей пытаются не только специалисты «Содействия», но и многочисленные добровольцы, неравнодушные к проблеме журналисты… Словом, мир всё ещё не без добрых людей.
Усилиями сплоченного коллектива выпускается журнал «Седьмой лепесток», который распространяют бесплатно, в первую очередь, для семей, столкнувшихся с особым детством.
Здесь ответы на распространенные вопросы, истории чужих жизней, советы, объявления, обзоры проведенных мероприятий (выставки, конференции, совместные поездки).

Субботний Досуговый Центр

Помимо индивидуальной работы с детьми и их родителями в «Содействии» принята практика субботних досуговых центров (СДЦ). Их организацией занимаются специалисты вместе с волонтерами.

ZucxcRdeu_E
Каждую субботу центр приглашает в гости семьи особых детей, проводит для них совместные конкурсы, игры, упражнения. Дети общаются друг с другом под контролем взрослых, получают возможность хотя бы на короткий срок увидеть что-то по-настоящему новое. Программы СДЦ составляют заранее, руководствуясь опытом предыдущих лет, месяцев, недель… В центре специальная картотека, куда внесены результаты каждого проведенного «субботника».
Для родителей особых детей это возможность отдохнуть, поделиться проблемами и радостями с другими родителями, проконсультироваться со специалистами.
Прийти на СДЦ может абсолютно бесплатно любая семья, предварительно оговорив дату с руководством «Содействия».

Полезные ссылки:

«Содействие» — официальная группа Вконтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *