О цикле ПЛИП — Winter is coming

Про Мартина я слышала давно, фентезисты-фанаты ставили его имя в один ряд с Толкиным, Желязны, Ле Гуин и другими мастерами. Смущал меня всегда объем. Согласитесь, сравнить цикл о Земноморье Ле Гуин или трилогию Толкина о Средиземье с многотомниками Мартина тяжеловато… «Песнь Льда и Пламени» в данный момент насчитывает около десятка книг, большинство из которых разделено на тома. Вот что прочла я:

  • Игра Престолов – две книги по два тома в каждой.
  • Битва Королей – два тома.
  • Буря Мечей – два тома.
  • Пир стервятников – один Очень большой том (больше 1200 страниц).

И это я, можно сказать, только вхожу во вкус. Неудивительно, что самым частым отзывом в Интернете на произведения Мартина Вы найдете: «Да он списался «под конец»». Иронично то, что никакого конца пока не видно, т.к. по плану Мартин должен написать еще как минимум два тома. И это без учета того, что он попутно пишет книги о событиях, предшествующих основным и оформляет их в самостоятельные произведения.

Я осталась довольна этой поистине мексиканской жвачкой в духе Толкиена, Желязны и Ле Гуин вместе взятых, так что мнение мое оказалось, в целом, позитивным. Хотя о некоторых моментах, которые откровенно раздражают, в нем тоже говорится.

Уже не тоРт? >_<

Ах, я прусь с этой фразы. Она столь же многозначительна, сколь и бессмысленна. «Автор списался». Нет, я не говорю, что авторы не могут списаться. Это проявляется, на мой взгляд, в том, что они начинают возвращаться к уже раскрытым темам и раскрывать их повторно, с тех же ракурсов. Ну, замахиваться на классиков не буду, но та же Стефани с ее Эдвардом Калленом списалась на втором томе, где пошла та же шарманка про борьбу бобров с ослом.

Но чаще всего так пишут люди, которым «лень». Им лень разбираться в хитросплетениях чужих взаимоотношений, лень искать в предыдущих томах отсылки и намеки на события томов последующих. Словом, им нужна Донцов в мире фентези, и они прутся от каждого нового томика по Сталкеру. Потому что новый сюжет, не надо ничего хранить в черепушке, и каждый раз «как первый». Так вот всего этого у Мартина вы НЕ увидите. И я этому радуюсь до … до… короче, сильно.

Итак, к седьмому прочитанному томику я обрела настоящую веру в Мартина, который ухитряется оставлять открытыми даже те завязки, которые припас еще с начала первого тома. Оцените, например, что главная интрига «Игры Престолов» (кто убил Джона Аррена) открывается только в самом конце последнего тома Бури Мечей. Уровень напряжения зашкаливается.

Мартин ни в коем случае не «списывается», он с каждой книгой все глубже погружает читателей в мир Вестероса, но ленивым за его книгами делать нечего. Нужно досконально изучить каждого из десятков главных героев, чтобы «впиливать» к этому злосчастному седьмому томику. На это уходит много мозговых клеток, и я вас предупредила.

Порно или эротика?

Мартина я бы с большой охотой отнесла к черному фентези, если бы только он не пытался убедить читателей с таким энтузиазмом в торжестве добра и света в человеческих сердцах. Даже в самых отъявленных злодеях и мерзавцах он обязательно находит лучик детской улыбки, и от этого мурашки по коже. Обилие постельных сцен, детального описания смерти, постоянных стычек, «черной» в прямом смысле слова магии, наконец, элементарно даже постоянные обломы, которые он преподносит главным героям… всего этого хватило бы на самую крутую чернуху. Жаль, что HBO перевернули все в этом направлении, потому что хоть у них и получился красивый сериал, женская грудь и сияющие доспехи в нем затмевают все идеи Мартина.

Толкиен выбрал способ донесения идеи, который был понятен его поколению. В «Сильмариллионе» и уж тем более во «Властелине Колец» секса нет, как в Советском Союзе. Там все появляются на свет от красивой песни, и даже в фильме про «это» намекнули краем глаза. Но такой способ для нашего поколения уже чахловат, согласитесь. Ну, разве интересно читать книжку, где никто ни с кем не переспал? Это же бездрайвово! Так что ключ к сердцу своих сородичей американцев Мартин нашел безупречный.

Кроме того, временной период, который взят за основу в укладе Вестероса – феодальщина нашего Запада – подразумевает обилие таких сцен. Без них Вестерос был бы слишком сказочным, а так он аллюзия современного мира, очень точная и горькая, кстати.

Еще Мартин не боится использовать секс в том значении, в котором он использовался «когда-то». Согласитесь, сейчас мало найдется людей, которые вообще представляют себе, чем когда-то был этот самый секс. Во-первых, это своеобразная валюта. Во-вторых, способ скрепить договор. В-третьих, это источник детей, которые сами по себе представляют уже другую валюту. Еще это показатель статуса и прочая прочая… В общем, «по любви» в книге это описано очень редко, и если вообще встречается, то просто вскользь. Так что вся пошлость преследует свою цель, причем достигает ее с точностью хорошо смазанного арбалета. И те, кто сравнивают Мартина с дамскими романами, просто «не впилили».

Мартин и дети

В цикле много детей. Дети – это цветы жизни, их либо в воду, либо в землю. Вот вам девиз «ПЛИП». Детей продают, отдают, выменивают, обучают, поучают, насилуют, детей выдают замуж… В общем, если вы что-то имеете против такого обращения с ними, лучше сразу улетучьте из головы мысль прочесть эти книги.

Дети взрослеют. Я бы поставила это таким большим заголовком, рядом с девизом Старков: «Зима близко». Это одна из центральных идей – процесс взросления, связанные с ним становление характера, появление жизненных целей.

Мартин очень много внимания уделяет периоду детства. Даже те герои, которых мы видим сразу взрослыми, имеют свое прошлое, подробно изложенное на страницах цикла. Крайне редко какой-нибудь совсем уж малозначительный герой, не «обретает» истории, но даже в этом случае, по его привычкам и повадкам мы можем понять, что он представлял из себя когда-то.

Через призму детства рассказывается сразу несколько историй. Брандон и Арья Старки очень долго сохраняют детский взгляд на жизнь, поэтому от их лица повествование всегда кажется сказочным. Они превратно понимают чужое взрослое поведение, делают очень незамысловатые выводы, хотя назвать их «тупыми» не поворачивается рука. Напротив, им приходится взрослеть без чужих наставлений и указов, самим. В очень раннем возрасте они должны играть роль взрослых. Эту роль, кстати, играют почти все в цикле, просто лучше «делают вид». Но Бран и Арья не научились делать вид, они повзрослевшие дети, и выводы их, наивные и простые, часто оказываются куда точнее просчетов многомудрых мейстеров.

Дейенерис Бурерожденная, Неопалимая, Мать Драконов, освободительница рабов, королева андалов, Первых Людей… — о судьбах героев

Над Мартиным часто шутят, что он не жалеет своих героев и убивает их направо налево, при первой возможности. Это не правда.

Мартин пошел на смелый поступок — показать жизнь до последних капель реализма, это в фантастической-то вселенной. В жизни человеку крайне редко удается закончить все дела, потом сложить руки на груди и мирно заснуть вечным сном. Столько всего незавершенного, неоконченного остается после смерти даже самого незначительного человечка! У Мартина это отражается превосходно. Смерть центрального героя Эддарда Старка даже не в конце, а просто в завершающей части первой книги… Это удар, и я серьезно извиняюсь за такой спойлер. Просто везде куда ни плюнь, вы найдете комменты: «Было жалко Неда». Так что вряд ли я хоть кому-то испорчу чтиво. Тем более, что вы все равно не узнали, КАК он умер. А ведь это самое главное.

Нет у Мартина никакого «предчувствия» скорой гибели. Смерть всегда приходит внезапно. Люди погибают на охоте, их травят посреди свадьбы, на них нападают собственные сыновья… И всякий раз только ПОСЛЕ трагедии постепенно, ниточка за ниточкой, Мартин объясняет, как это было возможно. Иногда мне даже удавалось угадать маленькую часть…

Еще Мартин любит мучать. Причем мучает он с настоящим привкусом садизма. Арья Старк пытается добраться из Королевской Гавани до Риверрана (не особо сильный спойлер, не переживайте). Это путешествие должно отнять максимум пару месяцев, но она безуспешно бродит по городам и весям несколько лет. В итоге её это настолько выбешивает, что она садится на корабль и плывет на другой континент. Девочке на момент высадки всего десять, и это далеко не самый крутой поворот событий.

Все главы написаны от чьего-то лица, с чьей-то позиции. Если вы плевались от субъективизма Бильбо в «Хоббите», приготовьте нервы. Одно и то же событие вызывает порой прямо противоположные чувства у героев. Иногда они узнают о нем в уже искаженном виде. Очень часто Мартин не рассказывает героям правды. И это становится решающей точкой в их отношениях друг с другом. Это у Ле Гуин все верили Геду, зная о его чести. Единственного честного до мозга костей героя – Неда Старка – Мартин убивает очень рано, словно в назидание остальным, чтобы не повадно было. Врут все, даже добрые и светлые, причем те самым наглым образом и в первых рядах.

Из-за наслоения лжи образы часто меняются, окрашиваясь то в черный, то в белый, то в серый. Поначалу все просто – Старки хорошие, Ланнистеры плохие. Ну, как же еще! Ведь Джейме спит со своей сестрой, он Цареубийца, а его отец – самое жестокое существо на свете, а сын так вообще разве что без рогов и хвостика. Уже к третьей главе такая четкая картинка мира пестреет. Мы видим, Почему в Действительности было сделано это и вот это. И, вуаля, верная жена Неда оказывается не такой уж сахарной. Злой и коварный Джейме, который столкнул Брана с башни, спасает девичество Бриенны Тарт. Злодейка Серсея не прикладывала руки к см… нет, это слишком большой спойлер. Лучше вот. Арья Старк к десяти годам убьет уже человек этак десять, при чем случайно из них только одного.

Зима близко

Девиз дома Старков. Старков, которых последовательно и методично убивают, предают, изгоняют и пытаются оклеветать. Старков, которых к пятой книге разметало по свету так, что они могли бы составить подробнейшую Энциклопедию всея Вестероса, если соберутся за чашкой чая как-нибудь вместе. Старков, которых сметает еще в Игре престолов.

Зима близко. Постоянное ощущение близкой беды, приближения неминуемого конца, чего-то ужасного, страшного, непреодолимого нависает над всеми героями. Это очень похоже на состояние современного общества. Люди торопятся жить, урвать хоть что-то, потому что зима близко. И когда зима приходит они начинают выживать, каждый по своему. Тогда и только тогда выясняется, кто чего стоит.

Цареубийца Джейме без правой руки, без доспехов ломится через кучку рыцарей на выручку едва знакомой девушке. Чудовище Тирион, забыв о всех своих недостатках, встает во главе войска для защиты города. Глупышка Санса устраивает настоящее представление перед двором, чтобы вымолить прощение для отца, который убил ее лютоволка. Мартин сталкивает всех героев со Льдом и Пламенем, а потом показывает, из чего они сделаны. Хрупкая Дени становится Неопалимой, а суровый Сандор Пес в ужасе бежит от огонька.

Магия Вестероса

Не так уж много магического спрятано в Вестеросе. Кое-что представляет собой допотопные научные разработки, что-то слегка додумано из химии или физики (допущения очень скромные, копаться в них с точки зрения реалистичности нет ни малейшего желания). Основные магические моменты завязаны на Вере и Религии.

Магов в прямом смысле слова в Вестеросе нет, но есть алхимики (читай, пироманты), есть мейстеры (читай, ученые), есть знахари (читай, доктора). Такое знание считается полумагическим, но в разных чертей и «снарков» вестеросцы не верят.

А зря.

Зима близко. На Севере проснулись от сна Иные, вечные враги человечества, которых когда-то Дети Леса заперли за Стеной. На этой Стене несет постоянную стражу братство Ночного Дозора. Туда попадает один из сыновей Неда, Джон Сноу, бастард. Он видит Иных своими глазами. Они реальны, и магия их – это магия смерти. Они поднимают мертвых некромантией и с армией зомби хотят выйти за пределы Стены, которая сдерживает их натиск испокон веков.

На востоке Дейенерис, последняя из Таргариенов, кто может претендовать на престол, выводит драконов. Драконов, которые по преданию могут уничтожать Иных. И действительно, обсидиан, драконье стекло на наречии вестеросцев, убивает этих неубиваемых тварей. Она видит свою миссию в спасении Весероса, но ей всего тринадцать, и она уже успела потерять возлюбленного мужа и своего первенца. Хуже того, знахарка сказала ей, что больше у нее не может быть детей. Она не только единственная, она последняя.

Магия Вестероса – это очень темное, опасное и непрочное искусство. Впрочем, черным его назвать нельзя, потому что любые чары могут быть использованы как во зло, так и для добрых целей. Роль магии вспомогательная, решения принимают люди, боги и другие силы могут только вложить оружие или спасти от неминуемой гибели.

Детализация мира

Прежде всего, когда я сравниваю «ПЛИП» и Толкина, я сравниваю миры. Вестерос гораздо детальнее, он лучше обжит, в нем больше жизни. Толкин писал о закате цивилизации, о закате Старой Англии, у Мартина была другая цель. Их вселенные тоже очень отличаются. Толкин уделял больше внимания духовности, прописывая роль каждого из валар, в то время как Мартин создавал новые народы, обычаи, исторические факты. Мир Вестероса наполнен глубже и ярче, в нем больше интересных героев, больше правдоподобных обычаев, в него проще поверить. Средиземье – это приятная сказка, а Вестерос – суровая правда жизнь.

Особенно детально прописаны разные страны. В период феодальной раздробленности под странами я подразумеваю заодно все вестеросские Дома.

Мартин сделал природу своего мира очень причудливой. Есть суровый Север, есть жаркий Юг, есть много речушек, болот, гор и морей… И хотя у людей уже были общие Короли-Таргариены, все-таки до сих пор обычаи прадедов довлеют над ними. Похоронные обряды, обряды венчания, престолонаследие – очень много важных в жизни человека обычаев осталось со стародавних времен. Войны, которые ломают этот уклад, ломают заодно и людей, превращая их в сброд.

Семья в ПЛИП

«Мы марионетки в руках тех, кто жил до нас, а когда-нибудь наши дети запляшут на нитках, натянутых нами»
Тирион Ланнистер, Буря Мечей

«Семья. Долг. Честь.»

Девиз Талли

«Песнь льда и пламени» — это реквием по семье в полном смысле слова. В обществе не осталось места традиционным семейным ценностям, преемственности, многодетности, самобытности. За всю свою жизнь я (человек двадцати трех лет, который жил в столице, родился в провинции и часто путешествовал) видела только ОДНУ настоящую семью. И речь совсем не идет о моих собственных родителях.

Песнь начинается как все реквиемы, издалека. Послушайте хотя бы саундтрек к «Реквиему по мечте», сразу поймете, о чем я. Хотя было бы круче, если бы вы добрались до классиков.

Старки. Добрый, сильный и честный муж – Эддард Старк. У него была молодость, был период влюбленности, но он перешел его благородно, как подобает правителю. Он верен своей жене, возлюбленной Кейтлин. Та стала настоящей матерью, заботливой, бережливой и в то же время щедрой. Она заботится о детях, об их воспитании, их манерах. Журит беспокойную Арью, усмиряет ловкого и пылкого Брана, дает советы старшенькому Роббу. Дети тоже исправно играют свои роли, даже Джон Сноу – бастард. По своей доброте Кейт не смогла навредить ему и пустила за свой стол, хотя боль от его существования преследует ее с завидным для любой женщины ПЛИПа постоянством.

Но приходит зима, и стая разваливается. Мартин довел эту аллегорию до фентезийного абсурда. Каждому ребенку Старку он выделил щедрой рукой Судьбы лютоволчонка. Красавицу-Леди для Сансы, умную и сильную не по годам Нимерию для Арьи, альбиноса для бастарда Джона, вожака для Робба, мудрого и сообразительного Лето для Брана и, наконец, самого злого и бурного Лохматика для защиты младшего Рикона. Конечно, у волков своя роль в фантастическом плане, но прежде всего они используются Мартином, чтобы показать гибель семьи.

  • Сначала уходят Джон и его Призрак. Места в семье хватает не всем.
  • Затем Арье приходится выгнать Нимерию, чтобы спасти ее от гибели. Иногда приходится делать жестокие вещи, чтобы спасти детей.
  • Потом Эддард убивает Леди. Не всегда родители могут защитить своих детей.
  • Наконец, Лохматик и Лето расходятся в разные стороны – порой стае выжить тяжелее, чем волкам-одиночкам.
  • Финальным аккордом становится смерть вожака стаи, со всей своей жестокостью.

Через несколько томов Арья, Бран, Рикон, Робб, Джон и Санса больше не семья. Они слишком разные, слишком не похожая судьба сложилась у каждого из них. Арья превратилась в «плясуна», Бран стал «оборотнем», Джон и Робб, оба оказались лидерами, но слишком уж непохожих «организаций». Санса одна воплотила в жизнь свою мечту, да вот только совсем не тем образом, которым хотела. После каждого трагического поворота волки общаются между собой, мистическим особым образом чувствуя потери и боль друг друга. Но они больше не одна стая, теперь каждый сам за себя.

Эти события на фоне воспоминаний Кейтлин – матери семейства – выглядят чем-то противоестественным. Словно вековые традиции, устои и порядки оказались сметены в одночасье. И тут же Мартин показывает – это происходит везде. Причем Старки, отшельники на своем глухом Севере, смогли хранить эти традиции дольше всех остальных. Почему-то у меня возникло ощущение, что Старки – это люди севера, даже в современном обществе. Возможно даже русские, надо будет посмотреть исследования на эту тему. Во многом их привычки похожи на наши, славянские.

Читать или не читать? Вот в чем вопрос.

Читать.
Вы не будете жалеть о потраченном времени. Однако, для восприятия нужно несколько условий:
А) Нужно спокойно переносить натуралистичные описания. Можно, конечно, их пролистывать, но тогда большая часть смысла уходит втуне.
Б) Нужно читать между строк. Например, на отношения Лораса и Ренли есть много отсылок, но я заметила их только к четвертому тому, а зря.
В) Категорически нельзя привязываться к героям. Во-первых, они дохнут как мухи, во-вторых, очень часто меняются. Даже не они сами, а ракурс, с которого другие смотрят на них.
Г) Стоит для начала почитать фентези попроще, если вы впервые будете знакомиться с жанром. ПЛИП – это не детская сказочка на ночь.

Вот и все, что мне есть сказать на данном этапе, но я надеюсь накатать пост вразумительнее, когда закончу чтение. Этот нужен мне самой, чтобы потом я смогла сравнить восприятие.

Полезное:

Арья Старк — моя статья

Купить книгу — на Озоне

Смотреть сериал — на Лостфильм

Читать вики — на русском

Смотреть арты — на фансайте

2 comments

  • Nani

    Случайно нашла Ваш сайт через статью про Тириона и застряла на этом нем) Иногда так важно с кем-нибудь обсудить потрясающую книгу, но не у всех хватает терпения их прочитать (в основном все смотрят сериал, а у меня на него времени не хватает). Безумно рада, что нашла эти статьи! Прочитала буквально на одном дыхании! Нашла очень много интересных мыслей, и осталось приятное чувство как после разговора с реальным собеседником.
    Спасибо за статью, иду читать остальные)
    С уважением,
    Нани

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *