Облачный атлас – мнение

Предвкушать конец света — самое древнее развлечение человечества.

Кажется, эволюция моей внутренней философии непостижимым образом совпадает с эволюцией аналогичной фигни в головах режиссеров (продюсеров/сценаристов) Вачовски. Несколько лет назад я смотрела «Матрицу» и думала примерно следующее: «Офигеть можно! Вот, вот именно так я и думаю! А кто-то взял и сделал из похожей мысли такой офигенный боевичище…». Я про то, что человек может сам повлиять на свою судьбу, изменить даже стройную систему, подготовленную для постапокалиптического существования искусственного разума. Ну, и про то, что нас подключили к батарейкам потребления тоже. В общем, про базовые, основополагающие идеи трилогии «Матрица».

Причем здесь «Облачный атлас»? Ну, хотя бы притом, что теперь я уже не думаю, что мы – хозяева своей судьбы.

Шесть сюжетов

Истории фильма и книги, по которой он снят, взаимосвязаны и перекликаются друг с другом, так что по синопсису может сложиться мнение, будто фильм про то, как прошлое влияет на будущее.

На самом деле, конечно, фильм не об этом. Прошлое влияет на будущее ровно настолько, чтобы задавать определенные обстоятельства, но по-настоящему определяет будущее лишь Настоящее, про которое как раз и снят фильм.

Шесть Настоящих пересекаются на полотне из трех часов экранного времени, чтобы показать, кто действительно определяет нашу судьбу. И, уж конечно, о чем сказано в рекламных роликах к фильму и в самом его начале, это не мы сами.

Герои и актеры

Для того чтобы выполнить замысел Девида Митчелла, Тома Тыквера и аж целых двух Вачовски, нужны были актеры с большой буквы. И вы их увидите очень много в самых неожиданных образах.

Интереснее всего мне самой показались преображения Хьюго Уивинга (Элронд, «Властелин Колец») и Тома Хэнкса (который вообще не нуждается в представлении). Герои Хьюго проходят последовательную трансформацию от шуточно-эфемерного зла до зла Абсолютного, а герои Тома – наоборот, от мелочности до благородства и полного альтруизма. И в результате мы видим, как злобная горничная оборачивается воплощенным Дьяволом, а жадный до золота докторишка – спасителем оставшихся на Земле людей.

Примечание: переход образов актеров не связан с перерождениями души «по Митчеллу», одну и ту же душу в разные периоды времени сыграли разные актеры.

И это, что очень важно, происходит не от усилий конкретного человека. Потому что как бы ни были велики эти усилия, их недостаточно – вроде бы, вставший на путь Добра герой Хэнкса в истории Луизы Рэй, погибает от рук героя Уивинга, хотя оба она в этом эпизоде находятся, скажем так, на одном пласте бытия. Но в хронологически финальной истории, где Старина Джорджи (Уивинг) уже куда больше, чем наемный убийца, где он – фактически божество, ему не удается одолеть аборигена Захри (Хэнкс).

Из-за пророчества Абатиссы, из-за веры и знаний Мероним, из-за той роли, которую сыграло уничтоженное племя, погибшие друзья и Продвидцы, разрешившие Мероним ее странствие.

Выдавать чужое за свои изыскания не буду, вот вам табличка с википедии (рус., англ.), где подробно описано, кто кого сыграл в фильме, чтобы вы могли пораскинуть мозгами на тему: как умеют Вачовски и Тыквер использовать таланты актеров. Хочу подчеркнуть, выделить и особо отметить, что Холли Берри, Хьюго Уивинг, Том Хэнкс и Хью Грант исполняют роли абсолютно ВО ВСЕХ сюжетных историях, которых, если кто забыл, шесть штук. Их роли меняются от эпизодических до главных, но это не отменяет и не умаляет того факта, что трансформация по меньшей мере четырех персонажей протащена через шесть историй. Дальше идут цифры чуть скромнее, и они, наверное, мало кого удивят, а все-таки это сильно – так тасовать актерский состав.

Вклад режиссеров

— Поступай, — говорит наконец Луиза, — так, как не можешь не поступить.

Если люди тебя хвалят, значит, ты не идешь своим собственным путем.

Помимо, собственно, выбора и перетасовки актеров, Вачовски и Тыквер должны были адаптировать изложенный в романе Митчелла сюжет и философский посыл для кинозрителя.

Что мне нравится – никто не сделал попытки досконально передать на экран то, что было предназначено для книги. Конечно, читавшим найдется немало «пасхалок», да и только. Слишком сложны интриги писателя для экрана, дословное переложение было бы невнятно. Некоторые зрители итак считают, что в фильме «слишком много», хотя это даже близко не так.

Самое главное, что здесь, безусловно, была возможность через грим актеров передать основную идею автора книги про взаимное влияние людей в обществе.

Преемственность сюжетов, кстати, очень отдаленная, только два из них связаны хронологически настолько, что в них помещается один герой – Руфус Сиксмит. Оно и понятно – если помнить, что задачей изначально не ставилось показать, как поступки отцов влияют на жизнь детей.

Любителям критиковать Вачовски за то, что те любят «дешевые позерские батальные сцены» хочется вмазать в лоб, чтоб заткнулись. Я так вообще человек терпеливый к чужому мнению, но только очень недалекие товарищи до сих пор могли бы не понять, что батальные сцены у Вачовски – это часть общей канвы повествования, а не эпизодики вроде «и тут зал должен активнее жевать поп-корн».

Да, собственно, и не так уж мало в фильме подобных сцен. Они описаны в книге (пусть не совсем так), важны для подачи идеи, красиво исполнены. А те, кому хочется растянутых на недели картин природы, могут купить абонемент Discovery Channel. Потому что, наконец-то, фильм не про то, как природа влияет на нас, и не про то, как мы влияем на природу. «Аватар» уже собрал все лавры в этой номинации, и никто не собирается его переплевывать.

Наконец-то Тыквер и Вачовски решились на то, чтобы показать что-то около коммунистическое с полным отрицанием ценностей современного общества.

Вместо поиска индивидуальности, самобытности личности и других существительных, по отношению к которым можно использовать прилагательное «уникальный», они показывают нам, насколько все наши истории обычны.

Мы – не уникальны, мы – не бесценные алмазы, каждый из которых имеет уникальное количество граней. Мы настолько банальны, что даже сыграть нас могут одни и те же актеры. И у них это превосходно получится.

То, что действительно важно, это наша совокупность. То, что мы можем сделать друг для друга. То, что делает нас людьми, человечеством, а не личностью.

У отечественного автора все это, разумеется, растянулось бы в Светлое Будущее, Пятилетки или вселенную в духе «Мы» Замятина, но «Облачный атлас», к счастью, снимали не отечественные авторы.

«К счастью» не потому, что наши плохи, а потому что в этой стране попытка обратить внимание людей на непостижимый смысл роли совокупности закончилась полным провалом. Вот мы уже Потребители с большой буквы, и скоро заветы Катехизиса из оризона Сонми станут для нас не то чтобы совсем уж полной фигней.

Что дальше?

Неважно, как «Облачный атлас» воспримут критики, зрители, коллеги создателей фильма. Процесс, как это было все в той же истории Сонми, уже начался.

«Кто поверит этой истории?», — спрашивает Архивариус у девушки-клона. «Один уже поверил», — отвечает она.

Лет этак через пять мы с большим удовольствием будем жевать поп-корн под что-нибудь в духе пост-Атласа. Будет ли это экранизация Замятина или кого-нибудь еще из утопистов или антиутопистов – неважно. Главное, что первый шаг сделан. Хороший такой качественный шаг с участием качественных авторов, исполнителей, художников и т.д. и т.п.

И пока Пелевин и Ко обращает внимание своих читателей на то, как плохо пить Пепси и раскатывать дорожки дури, а режиссеры вроде Кэмерона или Бертона воспевают роль личности, начнет расти очень приятное лично для меня движение тех, кто представляет себе, насколько важно для личности быть окруженной Правильными, Подходящими людьми. Ведь только невероятное сочетание самых разных клонов может в результате стать началом «вознесения» отдельного человека.

И если в «Эффекте бабочки» мы наблюдали, как прошлое влияет на будущее, теперь мы, наконец-таки, можем смотреть за тем, как настоящее одного человека влияет на настоящее другого. Кажется, самая банальная из истин, но за ворохом модных идей о ней почти забыли.

12 comments

  • Aines

    В общем, я поняла, уже покупаю билеты в кино :)
    Ходили на Бонда — обплевалась по полной программе — скучнейший боевик под брендом 007.
    А тут чую, что нечто похожее на Эффект бабочки, судя по описанию. Но теперь точно забежим на него в кино. Хотя 3 часа, конечно, пугают…

    • Loyso

      Ура! Пропаганда «Облачных атласов» состоялась!))

      • Хиксвокси

        Обязательно к просмотру и прочтению!

        Три часа пролетают не заметно. Фильм очень хорошо сделан.

  • Ri El

    Это совершенно не похоже на «Эффект бабочки». Фильм меня разочаровал, потому что мне как раз хотелось получить какую-то почву для размышлений или просто эмоциональный заряд. Было неинтересно и безумно скучно смотреть сумбурные фрагменты, которые прерывают друг друга как раз тогда, когда ты собираешься понять смысл хотябы одной истории. Это раздражает. Фильм долгий и занудный — хотелось хотябы грамм экшена или развязки (я очень жалела что не могу даже ничего пожевать, потому что это хоть как-то наполнило бы смыслом это времяпрепровождение…). Сами сюжеты вызывают грустную усмешку из-за своей упрощенности. Не боюсь показаться стадом, но у многих было ощущение что их просто на*бали. Я никак не могла понять что это вообще такое было и какого х трейлер мне понравился гораздо больше.)))

  • Ri El

    Возможно я его посмотрела не с тем человеком))) Либо мне надо будет посмотреть его еще раз))

  • Офигенный фильм, меня сводил друг, на следующий день уже я тащила других)
    Безумно волнует продуманность и цикличность повествования альтернативной истории развития нашей цивилизации. Зубы, откопанные в песке заканчиваются снова эпохой каннибалов, а белый юрист, отправившийся спасать чернокожих как маленькое предзнаменование того, как продвинутые чернокожие предсказетели в будущем спасут белых гавайских ободранцев. Мне нравилось как истории перемешиваются, заставляют соображать, при этом вся закрученная история предельно линейна если все расставить по местам. Много могу говорить о фильме, я люблю и Тыквера и Вачовски, но и вместе они не подвели. Думаю в третий раз сходить, поддержать высокобюджетный, но все-таки артхаус

    • Loyso

      Я куплю диск и буду смотреть дома, реакция публики слегка угнетает)) читаю книгу сейчас)

  • сосед

    надо было заменить голубков на Брюса и Джоли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *