Мнение о фильме Плезантвилль

5В список для просмотра «Плезантвилль» попал благодаря необычному визуальному ряду – черно-белое кино теперь появляется редко и привлекает внимание уже самим фактом своего существования. Актеры (Уизерпун и Магуайр) меня всегда больше веселили, чем втягивали в свою игру, поэтому мне казалось, что просмотр фильма будет попкорнообразным. Мозг действительно взрывался, но совсем не из-за своей пустоты – «Плезантвилль» получился цельным произведением искусства, где необычная для современного кинематографа картинка – это просто одна из многих удачных составляющих.

Среди похожих произведений об «американской» мечте «Красота по-американски». Правда Кевин Спейси с первых кадров в этой самой мечте разочарован, а герой Магуайра наоборот верит в нее изо всех сил. Подросток с матерью-одиночкой и распущенной сестрой по вечерам смотрит любимый сериал, где жизнь такая, какую ему хотелось бы иметь: отец и мать вместе, он сам популярный спортсмен, вокруг дружелюбные и вежливые люди.

Плезантвилль, каким он оказывается на самом деле, близок к достоверному отражению реальности, но при этом далеко переходит привычные границы ее восприятия в нашем сознании. Вернее сказать, эти границы здесь видны гостям города очень отчетливо – каждый день бармен протирает стойку в одно и то же время, и если его не «переключает» с этого занятия другой человек своим расписанием (таким же четким), значит весь день бармена идет наперекосяк, весь день он будет просто протирать стойку.

Так заведено – это основной мотив Плезантвилля.

3Сам городок напоминает Сихэвен из «Шоу Трумана», но актеры Сихэвена не идут ни в какое сравнение с настоящими обитателями Плезантвилля. Здесь люди верят в то, что они делают, и эта фанатичность превращает Плезантвилль в кошмар для случайных гостей, и над ним не выходит смеяться, как над Сихэвеном с Джимом Кэрри.

Пожарные не начинают тушить пожар, потому что всё время жизнь в городе была спокойной, и теперь каждый день они спасают по кошке. Но пожар тушить они не умеют. Школьники не читают книг – они только видят муляжи в библиотеке. Никто из живущих в Плезантвилле не живет по-настоящему, но до прихода гостей извне они не задумываются об этом.

Сложная метафора Штатов по воле сценаристов постепенно получает цветной облик. Его герои выходят за рамки своей выдуманной реальности и постепенно находят настоящих себя. Конечно всё это не обходится без серьезных конфликтов, и первая реакция на появление цветных – выгнать, осудить и изолировать от общества. Но цветных все больше, и вот уже сами судьи приобретают недозволенные краски, так что судить некому. Утопия в Утопии – надежда авторов фильма.

4Со всей этой мнохромностью и красочностью можно было бы ограничиться самой скромной игрой актеров, но на самом деле реалистичность картине придают именно актеры второго плана, а вовсе не специфическое оформление сцен или раскрученные мордашки главных героев. Уизерпун и Магуайр всего лишь зрители, вместе с нами, а объем и детали заключены в игре Джоан Аллен (Сатурн 1999 года за лучшую женскую роль второго плана), Джеффа Дэниелза, Уелша и других. Диалоги «детей» с Джоан Аллен пропитаны настолько неожиданным смыслом, что можно размечать с их помощью сюжет фильма на несколько частей – откровения, которые она получает через эти беседы, дают начало развитию всего Плезантвилля.

2Самое приятное в фильме – отсутствие пророков и проповедей. За исключением кульминационной сцены в суде и предшествующей ей сцены возле разрушенного кафетерия, герои стараются избегать прямого обсуждения своих цветных проблем. Джоан Аллен и вовсе скрывает серым гримом бежевый цвет лица. Выход за рамки, который помогает героям измениться, очень личный процесс, и его не получится подтолкнуть или заменить общей молитвой. Развитие для каждого индивидуально: Риз Уизерпун, чтобы получить цвет, пришлось открыть книгу. Символично, что именно она, для которой поначалу Плезантвилль казался фантасмагорическим Адом, решила остаться в нем, чтобы закончить образование.

1«Плезантвилль» — это фильм на подумать. Фабула здесь всего лишь еще одно средство выразительности, а основная смысловая нагрузка ложится на лежащую под текстом сценария философию о необходимости переоценки традиционных для западной цивилизации ценностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *