Мнение о фильме Нет вестей от Бога

Sin noticias de Dios_2От ученика Альмодовара можно было ожидать почти всего. В первую очередь, пожалуй, очень сложных глубоких аллюзий к вещам, о которых не задумываешься каждый день. Ожидания не оправдались — фильм весьма простой, ироничный, а весь глубинный смысл в нем вывернут на поверхность, так что и думать во время просмотра особенно не требуется. Вот только впоследствии выяснилось, что даже такого хода было недостаточно, чтобы его поняли. В рунете мнение о фильме Нет вестей от Бога очень однозначное — вторая «Догма». Из общих мотивов меж тем у них разве что божественная линия в центре, да и здесь интерпретации противоположны до скрежета в зубах.

Очевидность классических метафор между тем граничит с откровениями — режиссер разве что не говорит за кадром, о чем здесь, и что имеют в виду герои в своих диалогах. Да и ни о каких слишком уж глубоких копаниях речи не идет — проблематика фильма подается в контексте Испании, но самой этой проблематике уже по меньшей мере столько же лет, сколько пирамидам в Египте. Парадокс единства противоположностей в самом тривиальном виде, поданный под приправой из черного юмора, а порой откровенного сарказма.

Герои западают в душу. Все они, начиная с бедолаги Мэнни в центре (который в этом фильме больше объект, чем субъект, и потому в разряд «главных» для меня не попал), и заканчивая Дьяволом и Ангелом возле кулис, получились очень яркими, объемными и проработанными до мелочей. Особенно в этом отношении мне понравилась сцена, в которой чертенок готовится идти в клуб — гангстер в теле официантки из Пенелопы Крус получился превосходный.

Бог умер. Бог должен умереть, потому что человек не может выдержать такого свидетеля. Ф. Ницше

Самое сложное для понимания в фильме, исходя из рецензий на него, это та нечеткая грань между оценкой поступка Мэнни, которая почти не похожа на кульминацию. Божественный Суд, который заявлен самым важным этапом гонки Ада и Рая, на самом деле всего лишь эпиграф, даже без него у картины достаточно ответов. Сцена в супермаркете, с которой все начинается, и которой все заканчивается — самая простая и красивая аллегория фильма о том, что бессмысленная борьба продолжается постоянно. Для нее нашлось такое некрасивое поле боя с заставленными дешевыми продуктами стеллажами, но именно здесь и происходит теперь столкновение Добра и Зла.

Особенно смешно было читать о том, что чертенка сманили. Позиция Дьявола с самого начала была очень неопределенной — душа Мэнни оказалась в центре внимания случайно, а для короля Ада важнее сохранить трон и жизнь, но совсем не победить в несуществующем поединке, который люди придумали себе сами. Ангелы и демоны продолжают жить, работая среди смертных, устраивая взаимные провокации и разборки, но на самом деле они одинаковы. Они люди, точно так же как и люди — это ангелы и демоны, и то и другое.

Душа Мэнни оказалась впутана в небольшую картину, фильм, игру, которую и показали нам. Это фарс, о котором знали все участники, кроме самого бедолаги. Но и он не мог сделать выбор, ведь ему не из чего было выбирать.

Тоска по былым временам кстати чудесно сочетается здесь с намеками на то, что и раньше никакой войны не было. Раньше было хорошо именно потому, что никому не было дела до имитации этой войны, а вот теперь люди решили бороться за души. Энтузиасты из Ада с фанатиками из Рая. Но смысла от этого не прибавилось, и закрытый безмолвный Суд, исход которого решила случайность, становится прекрасным послесловием для истории.

Очень красиво, иронично и правдиво.

Sin noticias de Dios_1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *