Мнение о книге Игра Эндера

мнение о книге игра эндера

Добро пожаловать в человеческую расу. Никто не управляет своей жизнью. Единственный выбор — отдать свою судьбу в руки хороших, любящих тебя людей.

Валентина, «Игра Эндера»

За книжку взялась по совету подруги и под давлением кинематографа – в 2013 году выйдет экранизация первой части цикла про Эндера, и нужно было как-то вооружиться к дате. Готовлю сани летом.

Прочитала за сутки, залпом, несмотря на то, что работы было много, и я очень часто отвлекалась на посторонние вещи типа поесть, поспать и т.п. Книжка очень простая и перевод на редкость хороший, за исключением имен собственных, которые переведены без должного внимания. Советую при прочтении посмотреть, как звучат имена в оригинальном тексте – у автора такие вещи имеют значение.

Синопсис без спойлеров

Маленького мальчика родили по просьбе Правительства одной из двух сильнейших держав мира будущего – Лиги. Мальчика назвали Эндрю, но к нему пристала кличка Эндер (Ender) – то есть тот, кто «завершает».

мнение о книге игра эндера

Это, во-первых, означало, что он совершенно точно последний ребенок в семье, а, во-вторых, что на него с рождения возложили огромную ответственность – положить конец войне с жукерами, насекомоподобной расе инопланетян, которая за несколько лет до рождения Эндера атаковала человечество, но потерпела поражение в финальной битве и отступила в глубины космоса.

Вот вам завязка, в которой, вроде бы, я поместила все: и мотив Страшного Врага (жукеры) и Большую Ответственность (прозвище «Эндер») и семейные дилеммы отвергнутого Третьего ребенка. Подробности для начала чтения ни к чему, хотя и они не испортят вам впечатление от книги, я вот, например, знала весь сюжет заранее, но читать от этого было не менее интересно.

Цикл Игра Эндера…

… я читать отказываюсь. Потому что есть книги, которые настолько цельны, что не требуют продолжения. Например, я не могу представить себе продолжение «Войны и Мира». И точно также я не хочу знать, что стало с героями Карда дальше, потому что это не важно, с точки зрения основных идей и сюжета первой книги.

Про «Гарри Поттера» хотелось прочесть десятки фанфиков, после «Властелина Колец» я рвалась осваивать «Сильмариллион» и «Хоббита», а уж про всякие серии Мартинов, Перумовых и прочих Желязны помолчу, потому что там конца и края не видно. Ты читаешь эти книги как своеобразный квест (я о жанре компьютерной игры).

Можешь представить себе, как что-то пошло не так – и вот тебе идея для фанфика. Можешь изменить обстоятельства, реакцию героев, их симпатии и антипатии (самый распространенный повод для творчества «по стопам» автора, я считаю). В «Игре Эндера» все на своих местах.

Именно это поразило меня больше всего остального в книге. Не хочу сравнивать со священными писаниями различных религий, потому что уровень не тот и смысл не тот, а все-таки придется, ведь нечто похожее ощущаешь, открывая Коран или Библию. Вот так все и было, а иначе просто не должно было быть. Потому что, если бы все было иначе, это была бы уже не «Игра Эндера», а что-то совсем-совсем другое.

По лезвию ножа

Кард ухитрился сделать удивительно точную композицию, в которой нет неважных и второстепенных элементов. Это настолько редко для фантастики, что от текста захватывает дух.

Все герои, которых вводит автор, играют четко отведенную им роль, причем она достается им на время, и впоследствии их могут сменить другие герои, но их трактовка роли будет уже другой. Это непередаваемо – лучше проследите внимательно за тем, как плавно перетекает роль союзника Эндера из рук Валентины в руки Алаи, а потом из его рук в руки Боба и снова к Валентине. Грань настолько тонкая, что шаг в сторону – и всё развалится. Чуть-чуть пошлости в поведении Алаи, немножко грубости в шутки Боба и меньше принципиальности для Валентины – и все, композиция рухнула, но Кард вытягивает все на пять с плюсом.

Еще точнее выверены пейзажи. Боевые комнаты с квадратными звездами, без верха и низа, виртуальная игра с Великаном и ярким пространством, озеро на Земле, возле которого Эндер и Валентина проводят «отпуск». Все это до мельчайшей детали, до дуновения ветра или плеска волны, подчиняется общей цели.

Земля – это непрекращающийся треск цикад, свист ветра и пение птиц. И голос девочки, говорившей с ним из такого далекого детства. Тот самый голос, который когда-то был его единственной защитой от страха.

Только автор с такой скрупулезностью в характере мог создать такого гениального стратега, как Эндер. Автор и есть Эндер, только играет он не с компьютером и не с жукерами, а с реальными людьми – читателями.

И всегда выигрывает.

Отсутствие вопросов

Это поразительно, но после прочтения у меня не было вопросов к автору. Совсем. Когда я читаю Мартина, мне хочется, чтобы автор пригласил меня на две недели к себе домой и спонсировал чаем до тех пор, пока я не врублюсь в то, что за хрень он пишет от книги к книге. Почему ВОТ ТАК? Зачем умер этот? Что вы сделали с той? Как вообще это возможно?

Этот эпатаж притягивает, за ним хочется следовать, но он, с точки зрения литературы, безусловно, шаг в сторону читателя и увеличения продаж.

Кард и здесь успевает расставить над i все точки. Даже без кропотливой работы над текстом (перечитка, сопоставление и т.п.), я поняла все спорные моменты. Благодаря диалогам наставников открываются причины поступков «взрослых», благодаря гению Эндера открываются причины поступков «детей». Таким образом, с двух позиций мы уже видим все, что нужно, а тут нам показывают Валентину, которая как независимый арбитр оценивает все еще одним не детски сильным интеллектом и выводит на новый уровень – политики.

Когда в конце дается «псевдо» завязка на вторую часть, ты не воспринимаешь ее как завязку. Это единственно возможный исход, если рассматривать композицию сюжета конкретного героя. Эндеру нужно искупление, и раз Питер перекрывает ему доступ к искуплению для людей, значит, должен прийти шанс с другой стороны. И он приходит как что-то неизбежное, без вопросов.

Игры, в которые играют писатели

Концепция «игр» прочно вошла в обиход людей, интересующихся психологией. У Карда она раскрыта с позиции буквального переложения. Гротескная метафора, которую автор использует на разных уровнях книги.

Во-первых, это игры наставников с Эндером. Они воспитывают его, начиная с момента рождения. Третий ребенок в семье – позор, постоянные тычки, косые взгляды, страдания близких. Затем, когда начинается открытое обучение в военной школе, появляются дополнительные испытания.

Теперь у Эндера не оставалось никаких сомнений. Он не получит помощи ни от кого. С чем бы он ни столкнулся, теперь или в будущем, никто его не защитит. Питер ублюдок, но Питер прав, как всегда, прав: только сила, только возможность причинять боль имеют значение. Только власть убийцы. Ибо тот, кто не может убивать, становится добычей тех, кто может. И нет ему ни спасения, ни помощи.

Во-вторых, это игры между детьми. Интриги и заговоры, недосказанность – все это Эндер принимает во внимание, когда играет роли подчиненного и лидера, просто по-разному. Расшифровка этих игр – одна из ключевых линий тех эпизодов, в которых Эндер размышляет о своих сверстниках.

В-третьих, конечно же, это игра на уровне общества – политика. Эту линию Эндер почти не затрагивает, зато ее показывают с позиции Валентины, самой доброй и проницательной из трех детей.

Победителей не судят

Кард не делает однозначного вывода по поводу того, как следует относиться к поступкам Эндера. Их оценивают с разных сторон, но по-настоящему никто не берется ставить точку. Ближе всего будет подход «так было нужно».

Действительно, так было нужно, иначе все было бы бессмысленно. Для книги, для ее идей, для читателей и самого Эндера. Я уже писала про точную структуру композиции, и в этом смысле отношение к действиям Эндера читателя и других героев книги – всего лишь часть этой композиции.

Поступал ли Эндер правильно, когда его загоняли в угол? Наверное, нет, потому что у него всегда оставался выбор – можно было отступить, предоставив другим решать вопросы, подставив себя под удар.

Проблема здесь только в одной переменной – самом Эндере, который, на самом деле, вовсе даже и не переменная, а константа:

Он зашел в игровую комнату, взял общественный компьютер и записался на курсы рукопашного боя при земной силе тяжести. Занятия каждый день после завтрака. Нет, он не собирался мстить Бонзо. Он просто принимал меры, чтобы никто больше не мог ударить его. Никогда.

Все это настолько удивительно еще и потому, что, несмотря на определенные константы в характерах героев, Кард ухитряется сделать их гибкими. Прежде всего, они живо реагируют на обстоятельства и меняются ролями, когда необходимо, оставляя при этом саму композицию целостной, без прорех. Ну, и, конечно, за всей это динамикой происходит потеря «детства», как одного из мотивов всего произведения. Детства, которого никогда не было у Эндера, но которое воплотилось в мире Великана, жестоко убитого виртуальным Я мальчика. Дети становятся взрослыми, но продолжают играть в свои игры, и только «константа Эндер» с железным стержнем внутри способен выдержать эти атаки со всех сторон. Всего дважды военным приходится привлекать Валентину к поддержке брата, и оба раза она обходится короткими репликами.

Полезные ссылки:

12 comments

  • Замечательно наткнуться на такой обзор одной из любимейших книг. Я сам к стыду своему открыл Карда совершенно случайно буквально в прошлом году (и явно был не готов к такому ошеломлению), и до вашей статьи не знал, что готовится экранизация =) Спасибо за разделённые чувства и хорошие новости.

    Я хотел попробовать отговорить вас не читать продолжение. Оно совсем другое и не всегда похоже, собственно, на продолжение (тем более, временные рамки быстро улетают куда-то за тысячелетия), но это несомненно стоящие книги. Они очевидно куда менее выверенные, чем «Игра Эндера», но только потому, что куда более сложные и многоплановые, выверить это всё одновременно, наверное, не в человеческих силах. А ещё они явно куда более личные для автора.
    «Игра Эндера» — это завершённое произведение, монументальнон, которое автор выставляет, осознавая его силу и кристальную неуязвимость. Дальнейшие же книги всё больше состоят из лишь слегка завуалированных откровенных признаний и доверительных обнажений автора, местами неуклюжих и всегда уязвимых, которые не выдержали бы придирчивой критики, но завораживают, если отнестись к ним с доверием. Я, кстати, замечал подобный эффект во многих сериях, с очень сильной завязкой и со «странными», мало кем оценеными продолжениями — таковы «Дюна» Герберта, «Гиперион» Симмонса, «Фонд» (чаще «Академия», но я привык «Фонд») Азимова, да даже, извините, Матрица — всё это серии, заслуженно прославленные своими стартами с едва ли не презираемыми продолжениями. За всеми мне видится некая трагедия — вдохновлённый успехом начала, автор осмеливается доверить читателям свои более личные, более глубокие и более фантастичные мысли — но оценить их может либо более узкая аудтория, либо просто совсем не та, которая оценила начала. Все эти циклы я стал ценить и уважать за их первые части, но полюбил как что-то личное именно за продолжения, и с «Игрой Эндера», пожалуй, так же. Если вам хотя бы отчасти близко то, что я пытаюсь описать, умоляю, прочтите цикл до конца и напишите о нём что-то столь же замечательно =)

    • Loyso

      Спасибо за такой теплый отзыв о моем творчестве и о творчестве авторов, которые мне действительно интересны. Видимо, я действительно начну читать Карда всерьез, но не сразу. Хочется переварить, оставить в голове образ одной только «Игры», а уже потом идти дальше. Но еще раз спасибо — Вы не первый, кто так тщательно убеждает меня не ставить крест на творчестве Карда.

  • Хиксвокси

    Замечательный отзыв! Спасибо!

    Загрузил в читалку в очередь.

  • ozzy_72

    Обзор хороший. Книгу читал ещё в любительском переводе в 1988 году. Читал и продолжения. На один раз для тех кто дружит с техникой и на много раз тем кто не дружит воспринимая написанное как комок нервов и чувств. С эмоциональной оценкой произведения согласен. Для меня оказался разочарованием технический уровень автора.

    Для начала эта «лётная гвардия» в космосе бессмысленна и вредна. Человек потрясающий тормоз по сравнению с автоматикой при условии необходимости принятия множества простых решений, вроде, снять данные, увернуться, выстрелить в ответ. Как во время боя в космосе.

    Второе. Да поставьте вы МД на беспилотники и глушите ими столько планет сколько надо. Причём беспилотники можно разгонять в гораздо более жёстких режимах чем пилотируемые корабли.

    То есть как у Дюма. если бы автор описал их с деревянными шпагами, порохом в мушкетах из сушёного рагу и прочим подобным :) И сделал всех мусульманами, по приколу или не удосужившись прочитать историю Франции. А всё остальное прописав здорово, жизненно и эмоционально, чтоб за душу брало и не отпускало. Как в «Игре Эндера»

    Это если кратко. Я выкладывал более полный обзор
    http://www.proza.ru/2013/09/22/1803

    • Loyso

      Я все-таки придерживаюсь мнения, что НФ авторы пишут не для того, чтобы заниматься гипотетической стратегией в космосе, а для того, чтобы раскрыть некие социально-психологические или политические явления вокруг них. С этой точки зрения перелеты беспилотников и прочее также бесполезно, как рагу в мушкетах.

  • Иван Сергеевич

    Приятно было снова, хотя и случайно наткнуться на твое творчество. Читая о нежелании читать всю «Эндериаду» следовало бы упомянуть, что первоначально «Игра» — рассказ, переработанный в роман, лишь спустя несколько лет, и только для того, чтобы стать основой для «Голоса тех кого нет».
    Парадоксально, но по сути рудиментная «лень» автора создавать нового героя позволила его перу нацарапать на бумаге наилучший, или, по-меньшей мере, самый известный — ведь, «Голос» тоже известен, по-своему хорош и также получил две заветные статуэтки в следующем за «Игрой», 87-м году, роман.

    • Loyso

      Спасибо, что нашел время настрочить комментарий) Лень снова стала двигателем прогресса, на этот раз в литературе. Мне роман очень понравился продуманностью — очевидно, она стала возможна благодаря глубокой работе над «Голосом».

  • Chanel

    Я осталась очень впечатлена фильмом! Не думала, что экранизация вообще чего-либо сможет поразить меня и удивить, учитывая тот факт, что я читала книгу и все знаю наперед!
    Для меня этот фильм был откровением! Очень советую прочесть Игру, а потом посмотреть, а так как фильмы у нас в кино показывают не очень долго — то всем обязательно смотреть и в кино =))

  • Здравствуйте, уважаемый автор. Хотела бы опубликовать от вашего имени столь отличный обзор книги на сайте Dreamworlds.ru. Если вы, конечно, не против…?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *