Мнение о книге — Американские боги

american_gods_hotr_carosel_by_freaky_dragonlady-d2lahu7

Передай ему [Одину], мы сейчас перепрограммируем реальность. Скажи ему, что язык – это вирус, религия – операционная система, а молитвы – дешевый спам.
Техномальчик

Первая книга Н. Геймана, которую я прочла. До нее были еще «Добрые предзнаменования» в соавторстве с Т. Пратчеттом, но это «не считается».
Гейман – автор, который не опасается за благополучие людей, столкнувшихся с его творчеством. Подозреваю, что ему всё равно, и поэтому то и дело гильдия каких-нибудь отчаявшихся парней номинирует его на престижные премии.
В тексте «Американских богов», несмотря на название, в основном, про живых людей. И немножко про тех, кто уже (или еще?) не совсем жив.

wednesday___american_gods_by_freaky_dragonlady-d1f1qli

Сюжет №1 – Путешествие по миру живых

Главный герой этого сюжета – простой американский парень, которому не слишком повезло в жизни с семьей, друзьями и супругой.
Семья его была неполной, а друзья подставили так, что пришлось бедному Тени отсидеть за них в тюрьме. За это время его супруга успела изменить ему с соседом, и они вдвоем разбились на машине.
Чтобы как-то справиться со свалившимися на него проблемами, герой соглашается на работу охранником у подозрительного субъекта, и вместе с ним колесит по Америке, выполняя поручения вроде подай-принеси.
В конце пути его ждет даже детективная история – в тихом городке, где он обретает, наконец, спокойствие и безопасность, начинают происходить непонятные вещи с исчезновением детишек. Герой в последний момент соображает, что к чему, и разрешает загадку.
American_Gods_Laura_and_Shadow_by_freaky_dragonlady

Сюжет №2 – Путешествие по миру мертвых

Гейман ставит перед людьми и богами в своем мире интересный вопрос – насколько ты жив? От чего зависит степень твоей «жизни»? Действительно ли ты умер или действительно ли ты живешь?
Загробные мотивы на протяжении всей книги всплывают как центральные сюжетообразующие события. Воскресает из мертвых супруга Лора. Приют для Тени обеспечивают странные сотрудники похоронного бюро, которые буквально провожают мертвых в последний путь. И не всегда целиком.
Те, кто давным-давно погиб, возвращаются на землю, а те, кому следовало бы жить, на самом деле находятся между двумя мирами.
Боги смертны. Ну, а некоторые люди ухитряются обмануть смерть.

— Может, — сказал он, — может меня все еще ждет счастливый конец.
— Не только счастливых концов не существует, — отрезала Баст, — концов вообще не существует.
Тень

Границы между жизнью и смертью в «Американских богах» постепенно стираются, и чем ближе конец книги, тем меньше в ней однозначно живых и однозначно мертвых.
odin___american_gods_by_freaky_dragonlady-d1f1pf0

Сюжет №3 – Путешествие по миру богов

На этой узкой грани, между той реальностью, и этой, существуют боги.

Скажи ему, его дело прошлое. Он устарел. Скажи ему, будущее за нами и нам плевать на таких, как он. Ему предназначено отправиться на свалку истории, в то время как такие, как я, разъезжают в лимузинах по суперхайвеям завтрашнего дня.
Техномальчик

Боги нового мира (общества потребления, о котором уже столько сказано) противопоставлены богам старых миров. Впрочем, общего у них все же больше, чем понятных нам, читателям, отличий.

— Медия. Где-то я о ней слышал. Это не та, что убила своих детей?
— Другая женщина, — сказал мистер Нанси, — Но суть та же.
Мистер Нанси

Конфликт старого и нового выглядит неизбежным, и постепенная его эскалация в конце завершается грандиозной битвой. Вот только любимая тема Геймана снова путает карты – единство противоположностей, вся фигня…

А у меня есть брат. Говорят, если сложить нас вместе, мы как один человек. Когда мы были молодые, волосы у него были светлые, очень светлые, и все говорили, он хороший. А у меня волосы были очень темные, даже темнее, чем у тебя, и все говорили, мол, я дурной. А теперь время прошло, и волосы у меня седые. И у него тоже, думаю, седые. И гляди на нас, уже не разберешь, кто был светлый, кто был темный.
Чернобог

Не бывает богов хороших и плохих, нет богов по-настоящему старых и по-настоящему новых. Они всего лишь отражение веры своего времени, и три Норны в конце, безразличные ко всему происходящему, бесстрастно провожают Тень из одного царства в другое, а затем во все остальные царства.
Финал этой сюжетной линии тоже очень хорош – единственный настоящий бог обращается к герою и, судя по всему, рассказывает нам позицию автора. Во всяком случае, это было очень похоже на квинтэссенцию творчества Геймана.

Интерлюдия

Рассказы о том, как боги приходили в Штаты, выделяются Интерлюдиями. Есть среди них современные зарисовки и рассказы о первобытных племенах. Они разбавляют основные сюжеты, придавая им чуть больше смысла. Вместо обезличенных фигур божеств и верующих у Геймана на страницах оживают настоящие люди и настоящие боги этих людей. Появляется ощущение, что так оно и было, хотя «Американские боги» — литература художественная, и отсылки к реальной мифологии здесь средство выразительности, а не самоцель.
american_gods__czernobog_by_freaky_dragonlady-d2lahmo

Мотив безумия

К сумасшедшим Гейман, насколько я успела понять, испытывает неподдельную симпатию. Во всяком случае, именно безумие – характерная черта немногих однозначно положительных героев. Безумие, сопряженное с тяжелой судьбой.
Создается впечатление, что Гейман считает безумие нормой, а норму в нашем представлении – предпосылкой к отъявленному злодейству.
Безумный Суинни – один из самых полезных для Тени героев, который подарил ему две жизни. Три сестры Зори, и среди них самая безумная – Полуночная – верные помощницы. Гор – обезумевший египетский бог – помогает Тени выжить на Мировом Древе. Даже симпатия к Техномальчику возникает у автора (и у нас) после того, как он сходит с ума от содеянного новыми богами.
Тень и сам балансирует на грани. Он не сходит с ума окончательно только благодаря тому, что отгородил себя от реальности сразу после своего выхода из тюрьмы. Он ни жив, ни мертв, ни бог, ни человек – просто Тень, который выполняет случайные поручения.

Мотив веры

Для существования в мире богам нужны те, кто в них верит. Им нужны жертвоприношения в той форме, в которой эти жертвоприношения считались истинными для людей, создавших этих богов. Одину требуются посвященные его имени убийства, богине любви – погибшие в постели мужчины, а новому богу автомобилей достаточно ежедневных автокатастроф.

Вера без крови далеко не уведет. Кровь должна течь.
Среда/Один

Еще одна вера является действующим лицом в «Американских богах» — вера в собственную правоту. Она почти центральный персонаж. Сомневаться – правильно, говорит Гейман со страниц книги, а те, кто не подвержен сомнениям, наносит вред себе и окружающим, позволяя водить себя за нос.

По-настоящему опасные люди верят, что они делают то, что делают, исключительно потому, что это, несомненно, самое верное. Вот это и делает их опасными.
Среда/Один

И, помимо веры в богов и веры в правое дело, есть еще вера в себя. Людям достаточно веры в себя, чтобы быть живыми. Так Норны «оживляют» Лору, и так Тень «оживает», привязанный к Мировому Дереву. Те, кому не нужна вера других людей, и являются по-настоящему живыми людьми.

— Знаете, я, пожалуй, предпочитаю быть человеком, а не богом. Нам не нужен никто, кто верил бы в нас. Что бы ни случилось, для нас жизнь продолжается.
Тень

buffaloamerica___american_gods_by_freaky_dragonlady-d1f1q5p

Истории, религии

Важная составляющая текста – небольшие истории внутри сюжета. Истории о том, как пришли в наш мир боги, о том, как приходили в него и уходили из него люди – самые разные, на любой вкус. Есть веселые и оптимистичные, есть печальные и зловещие, а есть те, о которых до последней буквы не получается сделать вывод, а какая же она.

Есть истории, которые, если мы откроем им свое сердце, ранят слишком глубоко.
Мистер Ибис

Вместе с Тенью и отдельно от него читатели погружаются в удивительный мир предрассудков, суеверий и фанатизма, который сопровождал человечество на протяжении целых эпох. Здесь, в мире Геймана, боги не просто вымысел, они помогают физически, но по ту сторону книги всё это было всего-навсего способом упорядочить скудный набор знаний о мире вокруг. Потому что единственный настоящий бог, всесильный и беспристрастный – это, конечно, наша маленькая по вселенским масштабам планетка. Самое первое и самое могущественное божество, в которое мы верим с первых мгновений жизни и, наверное, даже после смерти. В виде воспоминаний о себе самих.

Монетка в рукаве

Тень увлечен фокусами с монетами. Ему нравится удивлять окружающих и себя самого тем, как монетка может «исчезнуть» в одном месте и «возникнуть» в другом. Безумный Суинни учит Тень, как можно достать совершенно особые монеты, но талантливый ученик добирается до такой, которую не в состоянии был бы достать даже сам Суинни. Тень вытаскивает из рукава Жизнь. И дарит ее, квинтэссенцию солнца и благополучия, своей погибшей супруге.
Тогда Зоря Полуночная, увидев безжизненную Тень, достает для него с неба еще одну монетку, Не-Жизнь. И он становится неживым, что, по крайней мере, позволяет ему добраться до конца загробного мира.
Очень красивый план Одина едва не оборачивается катастрофой, ведь «бдение» неумолимо убивает жертву, поэтому после смерти Тени нужна была запасная жизнь «в рукаве». Вот только он отдал магический талисман погибшей возлюбленной, и теперь ничего не поделаешь – придется Тени погибнуть…
Кроме основных фокусов с монетками в книге много других любопытных мелочей. Ветка с Мирового Дерева, «божественный» облик богов (паучок Ананси и его друг Ибис, птица Гор и т.д.), атрибуты загробного мира и технические «навороты» новых богов.
Особое место в тексте у мест. Есть необычные точки на земле, где вера людей сосредоточена таким образом, что позволяет богам делать те или иные вещи. Где-то шире проход на божественную «сцену», где-то нет возможности причинять друг другу вреда, а где-то подготовлено специальное пространство для Армагеддона.

Космогония Геймана в «Американских богах» сочетает в себе детальное описание повседневного быта американцев с потусторонними мелочами. Выворачивая наизнанку обыденность, он делает ее удивительно интересной, так что хочется по-иному взглянуть на самые заурядные вещи, например, на тот самый парк аттракционов возле обрыва.

Иллюстрации в тексте принадлежат freaky-dragonlady

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *