Искусство Войны — Сунь Цзы

В рамках курса «История управления персоналом» мы изучали древнющий трактат «Искусство войны». Курс был проходным, всерьез его никто не воспринял, но мне понравился сам материал, который, в общем и целом, был «о трактате», а вот само его содержание упускал из виду. С тех пор в голове сидела мысль, что нужно прочесть.
И вот этим летом я собралась с силами и прочла полностью английский вариант «Искусства войны», потому что русский перевод английского перевода с китайского – это слишком…
Приведу ссылку на русский вариант текста, т.к. он есть на lib.ru, и вообще представляет собой наследие мировой культуры, так что авторские права на конкретное издание я вряд ли нарушу. Ну, а если что, извиняйте. В общем, желающие почитать – тыкайте. Где искать английскую версию я уже не скажу, но таких фанатов вряд ли найдется много.
Писалось «Искусство войны» в виде конкретных прикладных советов, которые могут помочь военачальнику одержать победу в сражениях и войне. Предложенные советы успешно перекладываются на любую управленческую науку и на жизнь в целом, поэтому постоянно пользуются завидной популярностью. Выходят даже интересные книжки, вроде этой, где можно посмотреть чужой взгляд на нетленное творчество наших предков.
Неизвестно доподлинно, кто именно был автором первоначальной версии книги (т.е. серии табличек, как это было принято в Китае), но популярно мнение, что этим человеком был полководец Сунь Цзы. Поэтому, как правило, на обложках пишут это имя.
В книге тринадцать глав, в которых советы объединены тематически. Никакого связного текста, сюжета и главных героев в книге нет – это наставления для руководителя. Как можно более общие, но прикладные – такое вот противоречие.

Война — это путь обмана. Поэтому, даже если [ты] способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда [цель] близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко.

Каждый понимает работы такого уровня по своему, но для меня «Искусство войны» показалось руководством ультимативной победы. По сути, именно такую цель и ставит для себя военный стратег. При переложении на жизнь, правда, могут возникнуть этические и психологические проблемы.

Метод использования войск следующий: наилучшее – сохранить столицу государства [врага], на втором месте — разрушить его столицу. Наилучшее — сохранить его армию, на втором месте — разбить ее. Наилучшее — сохранить соединения врага, на втором месте — уничтожить их. Наилучшее — сохранить подразделения врага, на втором месте — уничтожить их.
Наилучшее — сохранить «пятерки» врага, на втором месте — уничтожить их. Поэтому одержать сто побед в ста сражениях — это не вершина превосходства. Подчинить армию врага не сражаясь – вот подлинная вершина превосходства.

Поскольку на мишуру и словесный пафос у Сунь Цзы времени не было, обдумывать приходится абсолютно все строки книги. Сложно представить, насколько богатый военный опыт и интеллект были у человека, который написал настолько точный и глубокий труд по военной философии.

Вот пять признаков, из которых можно узнать о победе:
Тот, кто знает, когда можно сражаться, а когда нельзя, одержит победу.
Тот, кто понимает, как использовать большие и малые силы, одержит победу.
Тот, у кого верхи и низы горят одним и тем же желанием, одержит победу.
Тот, кто будучи полностью готов, ждет неподготовленного, одержит победу.
Тот, у кого полководец способный, а правитель не мешает ему, одержит победу.
Таковы пять путей узнать победу

Приближаясь к концу книги, я поняла, почему ее включили в курс «Истории УП». По сути все современные книги по менеджменту, управлению персоналом и стратегическому планированию повторяют идеи Сунь Цзы, потому что они настолько универсальны и так хорошо систематизированы, что изобретать велосипед в этой области просто глупо. Около двух с половиной тысяч лет назад жил человек, который знал, как нужно управлять людьми лучше, чем добрая половина всех современных руководителей.
В менеджменте у «Искусства войны» слава одной из первых работ, в которых уделялось внимание корпоративной культуре. В начале двадцатого века, в эпоху тейлоризма и преобладания его идей, интерес к этой области менеджмента сводился к нулю. Иногда к культуре организации относились даже негативно, предполагая, что это «бред». Кстати, в извращенном виде такое отношение мы наблюдаем в современной России. Слышим звон, но не знаем, где он.

Тот, у кого воины постоянно собираются малыми группами то здесь, то там, перешептываясь между собой, утратил власть над армией. Тот, кто часто раздает награды, находится в глубоком затруднении. Кто часто накладывает наказания, находится в сложном положении. Тот, кто вначале жесток, а потом боится людей, являет собой образец глупости.

Сунь Цзы был не только талантливым полководцем, но и перспективным социологом. В его наблюдениях мы видим выводы сложных теорий современной психологии и социологии. Управленческие науки смогли только объяснить, почему слова из «Искусства войны» правильны, но не придумать что-либо лучше.
Очень советую прочитать эту книгу абсолютно всем людям, которые вынуждены занимать руководящие должности или хотят занимать их. Книга очень короткая, легко читается и заставляет задумываться над очевидными вещами, что всегда полезно. Кроме того, из нее можно почерпнуть немного интересных фактов о ведении войн до нашей эры. Это интересные сведения, которые в учебниках изложены сухо и скупо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *