Дефектолог

Вторая история из проекта «Профессии». Она выполнена совсем в другом формате, чем первая — «Аналитик по поддержке ИС«.  Пока проект не получил строгого оформления, я буду благодарна за любые советы в этом направлении.

Итак, история одного дефектолога…

Хотя по трудовой книжке на данный момент я работаю в студии развития как специалист-логопед, на самом деле этим направлением работа не ограничивается.

Дефектолог – понятие более широкое, чем логопед. В дефектологии различают направления:

  • логопедия;
  • сурдопедагогика;
  • олигофренопедагогика;
  • тифлопедагогика и др.

Первое образование по специальности  учитель-логопед в государственном университете  я начала получать  без  энтузиазма, так как эту профессию мне посоветовал классный руководитель, а вопрос «кем быть?», на тот момент был очень расплывчатым – «дипломированный специалист». К тому же меня не воодушевляла  перспектива работы с «картавыми и сопливыми».

Так продолжалось с год-полтора, пока я не стала  дефектологом волонтёром, который должен сопровождать  семьи с  особыми  детьми.  Когда я столкнулась с практикой, теория обрела для меня смысл, и я стала углубляться в ситуации, проблемы  таких семей.

Появилось  желание сделать  таких деток полноценным  членами обществ а.  И тут  уже было недостаточно иметь  педагогические и дефектологические знания.  Я стала посещать  тренинги и факультативы, а затем и дополнительные курсы для психологов. Так сформировался мой осознанный выбор, который сейчас меня привёл в другой город получать второе высшее образование.

Сейчас я работаю в студии развития (это частная организация) мы предлагаем различные услуги для детей с отклонениями в развитии, медицинскими и психиатрическими диагнозами, в случае недостатка школьных и обобщающих знаний у детей, которые часто болеют, а также развлекательные и профилактические мероприятия для здоровых детей и подростков.

У нас в организации более 30 квалифицированных специалистов. У всех сотрудников больше одного высшего образования, и все постоянно на добровольной основе повышают квалификацию. Здесь царит атмосфера доверия и здорового профессионального интереса.

Среди окружающих меня людей есть тифлопедагоги, сурдопедагоги, медсёстры, неврологи, психиатры и большое количество педагогов и психологов различных направленностей.

Мы находимся в центре города, у студии три филиала: офисное здание и две оформленные квартиры в жилых домах.

Лично я работаю в двух филиалах, расположенных на соседних улицах и разделённых одним кварталом. Рабочий день по договору состоит из четырех часов, в действительности частные уроки в какие-то дни длятся с 9 утра и до 7 вечера, а в какие-то, например, в субботу всего два часа. В студии действует правило, что время работы с одним ребёнком не превышает 45-ти  минут. Иногда допускается больший срок работы, например, если ребёнок увлечён и результативен в ходе занятия.

График работы каждый из специалистов составляет вместе с заведующей, так как часто данная работа совмещается с другими местами работы, государственными должностями, с воспитанием маленьких детей и т.д.

У каждого работника в каком-то филиале закреплено место, за которое он отвечает, будь то шкаф с пособиями и документами, комната вокала или коридор, где деток ждут родители и родственники. У каждого есть день уборки того или иного филиала. У нас достаточно демократичное отношение по этому поводу. В интересах сотрудника выглядеть достойно в глазах клиентов, тем более, что пособия и материалы для занятий лежат каждое на своем месте, то есть не выгодно брать на работу уборщицу и посвящать её в такие тонкости.

В каждом филиале есть место отдыха или мини-кухня для работающих. Если график составлен с учётом обеда, то здесь очень хорошо отдохнуть и перекусить. Есть холодильник,  микроволновка, посуда, которую не нужно нести из дома. Коллектив у нас дружный и во время обеда, помимо совместного чаепития, мы часто обсуждаем интересующие нас темы, которые могут касаться работы или других увлечений. Некоторые из нас объединяются и в выходные выезжают семьями на природу.

Так что всё меня устраивает. Здесь я могу быть и компетентной и открытой, легко делиться и получать знания из смежных и близких областей, знакомиться с интересными и разносторонними людьми….

Что касается той информации, которую я получаю в этом коллективе, сформулирую это, пересказав слова заведующей: «Мы готовим универсалов». И это соответствует действительности. При работе с детьми, требующими особого отношения, необходимо иметь объемный багаж знаний. Мне лично в этом помог опыт работы при ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), волонтёрство и обычная воспитательская работа в детском саду.

В подобную студию можно устроиться, только имея определённый опыт в данной сфере. Базовых знаний после вуза не будет достаточно.

Зато если уж тебя «одобрили» и ты вливаешься в коллектив, то все двери для дальнейших открытий и творческих начинаний распахнутся перед тобой.

При поступлении на работу меня спросили, в каком направлении в дальнейшем я намерена себя реализовать? Я просто спросила: «А в какие можно?» И мне чётко описали, что можно пойти по пути диагностики в дефектологии и состоять в местном ППК, можно пойти в психотерапию и заниматься либо индивидуальным, либо семейным консультированием, а можно остаться педагогом-дефектологом или совмещать все это.

Сейчас у меня уже получается вести и дефектологическую и диагностическую работу, в дальнейшем я планирую изучить психотерапевтическую работу.

Вообще психология дает особый взгляд на мир, на жизнь и не ставит ограничений, в отличие от религиозных, национальных, общественных и профессиональных традиций и устоев. Она всеобъемлющая и проникает во все сферы жизни, где есть человек. Для меня она как воздух…

У нас есть вечера, когда к нам приходят люди из других студий, центров, школ, больниц и поликлиник, родители детей и их родственники. Таким образом, мы обеспечиваем своим воспитанниками дальнейшую интеграцию в общество и расширяем собственные горизонты

Здесь приличная зарплата и есть возможность заработать в несколько раз больше, чем в государственных структурах.

Такая работа не может обременить молодого специалиста. График работы позволяет совмещать и личную жизнь, и учёбу (если нужно) и активный отдых.

Такой путь подойдёт больше тем, кто готов к этичной, альтруистичной, гуманной, творческой  работе с совершенно разными  людьми, их трудностями и бедами. Так как даже при непосредственной работе с детьми сталкиваешься с совершенно разными взаимоотношениями, ценностями и структурами семей.

Ступивший на это путь,  будет получать много радости и грусти вместе с клиентами и удовлетворение от помощи им. Кроме этого, если такого человека увлекает процесс  обучения, и он готов постоянно совершенствоваться профессионально, то у него не будет необходимости  искать клиентуру, «престижную работу» с большой заработной платой или соперничать с конкурентами. В этом просто не будет  нужды.

Ибо, как говорится в таком случае:

«Маяки не бегают по всему острову, выискивая, какую бы лодку спасти, они просто стоят и светят».

Подведем итоги:

  • Профессия дефектолога требует обширных специальных знаний.
  • Для работы в студии нужны практические навыки, которые может помочь получить работа при ПМПК, волонтерство, воспитательная работа в детских садах.
  • График работы гибкий, сотрудники определяют его вместе с заведующей студии. Из-за особенностей работы, иногда приходится работать весь день, а порой – всего пару часов.
  • В студии есть всё необходимое для работы с детьми, но это требует особого отношения к помещению: сотрудники приводят его в порядок самостоятельно, без обслуживающего персонала.
  • В студии достойная оплата труда и есть возможность для дальнейшего развития специалистов. Руководство следит за тем, чтобы сотрудники понимали, в каком направлении движутся.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *