«Начало» – психологический экшн

Перефразируя латынь, что не дозволено Кубрику, дозволено Нолану. Мистер Кристофер смог создать динамичный фильм, настоящий (не побоюсь этого слова) экшн о человеческой психике. Борьба эго, суперэго и подсознания, приправленная наглядным и весьма показательным примером шизофрении, оказалась не только не скучной, а прямо-таки захватывающей.

Синопсис

Место действия – недалекое будущее.

Нолан видит его полем борьбы транс-национальных корпораций, которые нашли новый способ шпионажа – взлом сознания. Главные герои этим сложным и крайне опасным ремеслом зарабатывают себе на жизнь. Их место работы – пространство снов. Чтобы найти нужную информацию в голове «заказанного», ребята создают для него сон, который тот будет считать для себя реальностью, и когда тот «покупается», начинают обманом или силой вытаскивать сведения. Ведь нет способа доказать, что тебе угрожали во сне…

И вот один заказчик просит нечто совершенно новое. Не извлечь, а поместить идею в подсознание объекта. Чтобы справиться с такой сложной задачей, нужно не только мастерство, но и опыт. И постепенно ассистентка главного героя понимает – этот опыт у него действительно есть. И он напрямую связан со смертью супруги. Внедрение (а именно так дословно переводится название фильма) – очень опасная вещь. И помещенная в мозг идея может разрушить всю шкалу ценностей.

Философский подтекст.

Некоторые религиозные и философские течения опираются на идею о том, что наша реальность – всего лишь очередное сновидение. Одни считают, что это сон человека, который, собственно, сам человек и видит. То есть, проще говоря, вы все – мой сон, так как я вас читаю (вижу, слышу). Другие предполагают, что все мы снимся кому-то одному. Например, какому-нибудь богу или отдельному человеку. Нолан остановился на второй, более логичной версии. В его мире есть архитекторы – те, кто создает сон, приближая его по условиям к реальности.

Вот она – молодой архитектор команды взломщиков.

А это созданная ею реальность.

Социальный подтекст.

Весь фильм – это подготовка одного единственного внедрения. Наследник корпорации (объект внедрения) должен развалить её после смерти отца.

Чтобы достичь результата, герои создают три уровня сна. Каждый последующий все глубже погружает их в подсознание клиента.

У нас есть человек, задача и идея, которая поможет достичь результата.

«Отец хотел бы, чтобы я был самостоятельным»

Эту мысль внедряют на третьем слое. Там она выглядит безобидно, а в итоге должна стать паранойей.

Но есть и более страшный пример.

СПОЙЛЕР!

«Реальность – это сон»

И жена главного героя совершает суицид, чтобы вернуться к детям.

Общество потребления, религиозные организации, секты, политические партии занимаются внедрением постоянно. Осознанно, профессионально и целенаправленно.

«Мы – великий народ» = Вторая Мировая Война
«Все люди равны» = Революция 1917 года
«Ты достоин жить комфортно» = Великая Депрессия, США
«Я должен защитить себя» = 90е годы, Россия

Примеров масса. Одна добрая и светлая идея после глубокого внедрения в сознание обывателей перестает быть собой, превращаясь в паранойю.

Мы внедряем идеи мира, благополучия, гармонии, а потом можем получить Хиросиму или Чернобыль. Порох изобрели для фейерверков.

Можно сеять лен, а жать рожь, когда речь идет о человеке.

Музыка внутреннего мира.

Думаю, читатели моего блога уже успели оценить мой специфический музыкальный вкус. Я воспринимаю звуки только в тандеме с картинкой. Отсюда любовь к AMV, GMV и саундтрекам.

Композиции Inception пополнили мой плей-лист сразу же. Музыка тяжелая, без хора и голоса, только инструментал. Мне нравится сочетание струнных и духовых, а этого в мощных композициях «Начала» с избытком. Ударные дополняют напряженные моменты, а основная тема со множеством вариаций развивается на протяжении всего фильма от простого мотива до патетического реквиема.

Отдельное место в «Начале» у песни, которая помогает героям проснуться – это «Non, Je Ne Regrette Rien». В современный, во многом «попсовый» фильм она привносит чуточку шарма и даже что-то от авторского кино.

Миры сновидений

«Сны кажутся реальными, пока мы спим. Только когда мы просыпаемся, мы понимаем – что-то было не так»

Города, пейзажи, люди, события – во сне все реально. Перед Ноланом стояла фантастическая по своей сложности задача – показать странное в обыденном.

Он мог пойти проторенной дорожкой огоньков и размытых граней или плавающих цифр – вариант Вачовски и иже с ними, но, к счастью, не пошел. Вместо этого необычное было создано из стереотипов. На мой взгляд, это показатель гениальности. Взять простое (вещь, картинку, слово) и наполнить новым смыслом.

Юная архитектор создает миры, где город – это замкнутый цикл, без неба. Она делает зеркало коридором, ступени – мостом. Во сне есть границы, как и реальности, но во сне, в отличие от реальности, их можно стирать.

Разрушение трехслойной реальности сна – это самая выдающаяся сена всего современного кинематографа со всеми его нереальными спецэффектами. Время течет по-разному, на каждом следующем слое оно тянется дольше, чем на предыдущем. Во время пробуждения архитектора эти миры начинают схлопываться. Разрушения каждого имеет свои последствия на других слоях. Матрешка. Эффект домино. Карточный домик.

Как одна маленькая идея становится большим поступком, так толчок первого слоя сна переворачивает второй.
Это нужно видеть. Режиссерская работа и монтаж потрясающи.

Игра актеров.

Без поставленной проблемы произведение не станет великим. Но без сюжета, интересных героев оно станет скучным. Этот уровень в Inception вытягивают актеры.

Они добавили жизнь, реалистичность в психологизм и философию Нолана. И, в конечном счете, глядя на титры, мы думаем совсем не об обществе потребления. Мы изо всех сил надеемся, что волчок упадет

У фильма приятное послевкусие. Когда начинаются титры, ты понимаешь – автор сказал все, что хотел. И о его идее хочется думать. Возможно, это и есть то самое «внедрение» Нолана?

Но оно доброе. В фильме много о любви, раскаянии, искуплении. Герои мало размышляют, им приходится действовать очень быстро. Однако каждый поступок красноречивее слов. Несмотря на некоторую долю деспотических настроений у пары героев, в целом, все они приятные интересные люди.

One comment

  • Хиксвокси

    Замечательный фильм! Купил даже лицензионный бокс и поставил на полочку)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *